Создание сайта taushev.ru - Алгософт
"МИР & DOM. RESIDENCE". Сентябрь 2004

ТАТЬЯНА РУЗАВИНА - СЕРГЕЙ ТАЮШЕВ: "МЫ ОСТАЕМСЯ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ СОВЕТСКОЙ ПЕСНИ"


Дуэт Татьяны Рузавиной и Сергея Таюшева принадлежит к тому лучшему, что звучало на эстраде во времена Советского Союза. Исполнявшиеся ими песни "Комсомольская площадь", "Станция "Минутка", "Осенняя мелодия", "Не покидает нас весна", "Два белых снега" знала наизусть половина населения страны, раскинувшейся на территории одиннадцати часовых поясов. Но жизнь не стоит на месте, меняются времена и меняются люди. Чем сегодня живет семейный тандем, готовящийся отметить серебряную свадьбу и двадцатипятилетие творческой жизни? Об этом наш разговор в их новой квартире в подмосковном городе Реутов. Давнее знакомство и сотни километров совместно пройденных концертных дорог позволяют обращаться друг к другу на "ты".

  • Сергей, когда ты сказал мне, что вы переехали в Реутов, я, честно говоря, удивился. Ведь и раньше вы жили "по ту сторону" МКАД. В чем смысл такого переезда?

  • Смысл, наверное, такой же банальный, как и у всех остальных людей: нужна была квартира попросторней. Небольшой "двушки" на троих, которая у нас была раньше, уже явно не хватало. Дом, в котором мы сейчас живем, строился моими друзьями, предоставившими нам неплохую возможность увеличить жилплощадь. Теперь у нас сто "квадратов", и, наконец-то, у каждого члена семьи своя комната. Что касается самого места, то оно нам нравится не только из-за более низкой, чем в Москве, стоимости квадратного метра, но и своим расположением: до МКАД считанные минуты, и, имея машину, в любых направлениях все легко досягаемо. Но ближе всего наш друг Тимур Кизяков (ведущий программы "Пока все дома"), живущий в доме по соседству.

  • Покупка квартиры - всегда дорогостоящее предприятие...

  • Поначалу и на эту квартиру не было денег. Но потом, когда мы приняли решение, как-то сама по себе подвернулась хорошая работа, которая нам очень помогла. Мы получили предложение записать компакт-диск, посвященный выпуску 1982 года исторического факультета Дагестанского государственного университета. В записи также принял участие и наш сын Сергей Таюшев - младший. Так что, считай, что он тоже слегка "вложился".

  • Это не укладывается в голове - ваше, не имеющее ни одной капли восточной крови, семейство и Дагестан...


  • Ну, ты же знаешь, у нас бывают очень неожиданные предложения. На самом деле все обстояло следующим образом. Одному из выпускников ДГУ, Омару Муртузалиеву, очень нравились песни в нашем исполнении, и он сказал, что у него есть такая идея - раз в пять лет записывать альбом в память о совместной учебе на факультете, откуда вышли очень известные в мире науки люди. Поэтому мы с Таней там записали песни как бы от нашего поколения, а наш сын с Кристиной, дочкой Омара, выступили от своего. Конечно, музыка слегка сдобрена этникой, может быть, не очень глубоко, но колорит есть. Целый год мы занимались только этой работой.

  • Помнится, ты еще писал гимн Ашхабаду, который опять-таки исполнялся всем семейством.

  • К сожалению, в силу определенных обстоятельств, публично он исполнялся всего один раз и после этого "лег в стол", но это работа, за которую не то что не стыдно, а которой я лично очень даже горжусь. Многие люди вообще плачут, когда слышат его даже в записи. А тогда, в Ашхабаде, во время премьеры, когда стихли последние звуки, весь оркестр встал и зааплодировал. К тому же, во время работы я познакомился с блестящим туркменским скрипачом Гасаном Мамедовым, который теперь украшает своей волшебной игрой некоторые композиции моего отпрыска.

    В разговор вступает Таюшев-младший:

  • Я также горжусь этим обстоятельством, к тому же я обожаю аутентичную этнику и мечтаю записать альбом, на котором бы звучали инструменты самых разных народов.

  • Свою первую песню ты написал в шестнадцать лет. Сейчас тебе двадцать. Что ты успел сделать за это время ?

  • Время от времени я работаю на студии, куда меня приглашают в качестве сессионного музыканта. Мои гитарные партии можно услышать в песнях "Это просто сон" Кристины Орбакайте, "Фонари" Наташи Ветлицкой и Вадима Азарха, "Северные девки горячей" Андрея Данилко (Верки Сердючки), "Ландыши" Софии Ротару, сразу в нескольких треках на новом диске "Шао-Бао", ну еще кое-что записывал для Надежды Бабкиной. Сейчас я пишу новые песни, стараюсь делать к ним аранжировки и, понятное дело, участвую во всех проектах моих родителей. Совсем недавно мы все втроем записали, а фирма "Артель "Восточный ветер" выпустила диск с символичным названием "Триводном". Мама, правда, скромно участвует лишь в качестве бэк-вокалистки, потому что там много песен на мужскую тему ("Мужской разговор", "По маленькой"), больше подходящих для шумных застолий, столь любимых в нашей семье, нежели к тем нежным мелодиям, которые вспоминаются вместе с маминым голосом. Правда, "Триводном" - это настоящая мешанина. В следующих друг за другом блоках помимо песен, написанных отцом, есть и мои - просто все собрано вместе, или, если хочешь, в одну кучу. А вообще-то, лучше было бы назвать данную работу "На троих"... Ну, еще я учусь в Московском гуманитарном университете (бывшая Высшая комсомольская школа - прим. В.П.), на переводчика с английского языка в сфере культуры и туризма...

  • А на гитаре ты где учился играть ?


  • Меня учил Игорь Золотухин, известный джазовый гитарист, который много лет работал в оркестре под управлением Лундстрема.

  • Что, отец в этом участия не принимал ? Таюшев-старший:

  • Я не настолько хороший гитарист, чтобы научить играть сына так, как он играет сейчас (в это время младший непринужденно наигрывает на акустике немеркнущую тему "Babe I'm Gonna Leave You"), я всю жизнь в основном пел. Хотя, конечно, в семье мы чаще всего говорим о музыке, и первые уроки сын получил именно от нас. Не говоря уже о том, что всю музыкальную атмосферу сын впитал еще в малосознательном возрасте, когда начиная с года гастролировал со мной и Таней по стране. Происходило это вынужденно, так как мы боялись оставлять его надолго даже с дедушками и бабушками. Можешь себе представить, как это было тяжело: таскать за собой по городам и весям такую кроху, да еще в то время, когда далеко не везде были какие-либо продукты, не говоря уже о детском питании. По возвращении домой вместо того, чтобы упасть от усталости, мы немедленно приступали к сборам на новые гастроли. Теперь есть возможность находиться в родных стенах подольше. К тому же, состояние эйфории от нового жилья еще не прошло. То, что ты видишь, создано нашим собственным воображением и трудом. Это приятно, когда задуманное удается.

  • Сергей, расскажи для более молодого поколения читателей "Мира и Дома" историю создания дуэта, - доносится с кухни голос хозяйки.

  • История не просто короткая, а очень короткая. В 1979 году Татьяна работала в ансамбле "Надежда", и я туда пришел в качестве солиста. Мне еще тогда повезло: только-только оттуда уволился Володя Кузьмин и подарил мне песню "Думаю о ней". Слава Добрынин тоже оставил несколько песен ("Я звоню опять" и др.), которые я сразу же и записал на пластинку, вышедшую тогда на гиганте грамзаписи - фирме "Мелодия". Но тянуло все время заниматься своим. Поэтому начиная с 1980 года мы с Таней начали работать вдвоем.

  • А поженились когда ?

  • За год до этого.

  • То есть ты пришел и сразу же взял девушку "в оборот".


  • Ну, положим, не так уж и сразу, а через целых две недели. В марте будущего года мы будем отмечать 25 лет творческой жизни, а в этом году 25 лет совместной. Кстати, недавно мы выступали на юбилее Михаила Плоткина, у которого мы, собственно, и начинали работать. Да и не только мы одни. С Плоткиным связаны такие коллективы, как "Веселые ребята", когда там пела еще Алла Пугачева, "Самоцветы", "Лейся, Песня", группа "Москва", впоследствии ставшая первой широкоизвестной на Западе русской группой "Парк Горького", и еще целый ряд известных исполнителей. Это талантливейший организатор. За что бы он ни брался, все имело успех. Ему исполнилось 60, но и сегодня многим молодым продюсерам есть чему поучиться у этого "серого кардинала" советской эстрады.

  • А сейчас чем вы с Татьяной занимаетесь ? Новое время - должны быть и новые песни.

  • За последние шесть лет мы записали очень много собственных песен и песен других композиторов. Вот, кстати, недавно прошел телесериал "Две судьбы" для которого мы с Таней исполнили песню Владимира Комарова "Ты помнишь ночь", которая, по общему мнению съемочной группы, очень органично легла в картину, хотя поначалу там виделась только инструментальная музыка. Сейчас снимаются новые двадцать серий, и мы надеемся, что зрители снова услышат наши голоса. К тому же, в планах есть выпуск пластинки с этой песней. Конечно, мы много чего делаем, но это уже не имеет такого резонанса, как раньше. Да и в устоявшейся обойме артистов именно из нашего поколения за редким исключением уже почти никого нет. Хотя мы пели лирику, мы все равно остаемся исполнителями советской песни. Но, слава Богу, что в нашей жизни есть очень много друзей, которые не дают нам скучать. Помимо собственного творчества, мы с Таней преподаем вокал в студии того же Университета, где учится Сережка, и нам это интересно. В преподавательской работе есть свой определенный кураж: когда ты делишься своими знаниями и видишь, что это идет на пользу другому человеку, то в этом существует какой-то сакраментальный смысл. Да и вообще, приятно включить телевизор и увидеть своих подопечных на самых первых каналах.

  • Для новых серий фильма "Две судьбы" будет новая песня или же останется старая?

  • Мы пока сами ничего не знаем. Недавно летали в Челябинск на фестиваль "Молодое кино России", где выступали на творческом вечере Ускова и Краснопольского и где договорились о том, что песня в нашем исполнении будет. Новая или старая - это еще предстоит решить, ведь там изменилось время действия, а стало быть - это уже какое-то другое мироощущение. Вот для альбома мы записываем новую версию песни "Ты помнишь ночь", более полную, так как в фильме она звучала только под титры и поэтому шла даже без припевов.

  • Ну, а еще что впереди?

  • Как ты понимаешь, все наши силы мы сейчас отдаем творческому росту нашего сына. Хотя его нынешний возраст меньше всего подходит для консенсуса с родителями. У него на все есть собственное мнение, и когда оно совпадает с нашим, что случается крайне редко, мы с Татьяной по-настоящему счастливы.